Олег Андряков, отзыв

Вот что написал о рыбалке на Агуле один из наших московских гостей, настоящий на наш взгляд рыбак.  Отзыв рассматривать как инструкция о рыбалке для тех, кто говорит, что здесь рыбы нет. Олег Андряков "сделал" всех местных рыбаков, несмотря на то, что был первый раз на Агуле и вообще в Сибири.

Олег Андряков

г. Москва

Путешествия разные, но эпиграф почему-то всегда один и тот же…
«В суету городов, и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться…»

О том как прошла рыбалка на Агуле вы можете посмотреть в фото отчете

Утро. 7.36 по Москве. Дежурю по отделу. А на Агуле мы бы уже возвращались с рыбалки. Кто-то начал бы разводить костер, чтобы согреть чай, кто-то начал чистить рыбу, кто-то взял бы гитару.
Идея о поездке на Агул родилась еще зимой, когда в Яндексе в строке поиска я набрал «Красноярск Таймень». Почему Красноярск, ну во-первых где ж еще ловить Тайменя как ни в Сибири, во-вторых дальность полета не пугала большими суммами за авиабилеты. Ну а почему Таймень понятно каждому рыбаку. Для непосвященных скажу, что это одна из самых загадочных и труднодоступных рыб для людей, проживающих в европейской части страны, и поимка его это новая вершина для любого рыбака.
Так вот, в числе первых ссылок найденных во всемирной паутине российского розлива нахожу «Таймень Красноярск Потапыч Охота, рыбалка, туризм, активный отдых...». Начиная переписку в душе готовлюсь к суммам от 80 000 рублей с носа за тур, и с удивлением и даже, я бы сказал недоверием, выхожу на сумму что-то около 37 000 на круг за две недели. Это с билетами на самолет с питанием и т.д. Еще раз уточняю, отвечают, да так и есть. Для человека, который хоть раз пробовал искать в интернете Тайменевый тур сумма непривычная. А суть проста – заброска в верховья реки осуществляется не на вертолете, а на водометном катере. Конечно, при таком способе передвижения приходиться тратить еще пару дней на дорогу, но при отпуске в две недели этим вполне можно пренебречь при такой-то цене.
Хозяин базы Анатолий, крайне адекватный и приятный в общении человек заранее ответил на все мои многочисленные вопросы по обустройству лагеря, заброске, питанию, а есть ли медведи, а не было ли случаев, а точно не было, а может все таки карабин взять…
Надо сказать, что тема с медведями почему то волновала. Ну что может себе на фантазировать горожанин, который собирается в тайгу и имеет под рукой интернет с кучей информации о случаях встречи с хозяином. Медведя мы так и не увидели, чему я в душе рад, но свежие следы все таки видели.
Дальше как обычно – сбор команды, орг. вопросы, покупка билетов на самолет, ну и подготовка к встрече с невиданными нам доселе рыбами.
Спиннинги, супер прочные лески, огромные блесна и мыши, да да мыши, искусственные мыши на которые ловят тайменя ночью, были закуплены в достаточном, как потом оказалось излишне достаточном количестве. Интернет был вывернут наизнанку в поиске описаний способов и хитростей ловли тайменя, были найдены видеоролики побывавших в тех местах и рассказы бывалых.
Надо сказать что представления наши практически полностью совпали с реальностью за одним пожалуй исключением. Когда мы спрашивали, как далеко по речке нас будут забрасывать, нам сказали 150-200 км., и что последняя деревня останется на 80 -100 км позади. Сия информация рисовала в голове картину полного безлюдья и девственной природы не тронутой человеком. И так оно в общем то и было, но вот с безлюдьем мы погорячились – катера мимо нашего лагеря и сплавники проходили с завидной регулярностью, перед выходными же катера временами шли один за другим. Конечно, это нельзя сравнивать с Окой или Волгой, но количеством лодок и катеров мы были слегка удивлены. С другой стороны сей факт успокаивал и вселял уверенность, что в случае чего в беде нас не бросят.
Надо сказать, что законы тайги там действуют и по сей день. Лагерь можно оставлять как есть и не боятся что пока ты будешь на рыбалке кто-то мимоходом позаимствует твои вещи. Если кто-то перевернется на лодке, то любой поделится сухой одеждой и едой. Но если кто-то вдруг захочет таки пошарить по чужому лагерю, то его, скорее всего, даже не будут потом искать – тайга знаете ли.
И вот мы в аэропорту, Вещи упакованы в заранее купленные гермомешки (удобная кстати вещь, точно знаешь, что даже если ты уронишь сумку в воду или она пролежит ночь под дождем, то все вещи останутся сухими), у каждого тубус с многочисленными спиннингами, матчами и т.д. В составе взятых с собой достижений науки и техники три аж GPS-а, два комплекта раций, из которых ни один так и не пригодился, КПК и главная наша надежда на благополучное завершение, в случае чего, приключений спутниковый телефон. При оформлении багажа перевес на пути туда составил 33 кг на группу, что несколько испортило настроение, но не сильно.
При прохождении досмотра перед посадкой меня выдергивают из толпы – «…а это не ваша такая сумка интересная? И что ж это у Вас там за куча железа такого колющего?». В ручную кладь мы взяли все что могли, чтобы уменьшить перевес. Мне досталась моя сумка с рыболовными снастями, где действительно было много всего подозрительного. «Открывайте вашу сумку молодой человек, что это у Вас?». «Вот говорю…» - и демонстративно достаю коробку с мышами. «Это говорю девушка мыши, смотрите какие они у меня симпатичные, с хвостиками…» . На этом досмотр моей сумки был в панике прекращен и я благополучно прошел в зону посадки. «Да, девушка..» - кричу я вдогонку, «за мной вот эти четыре товарища, так вот у всех в сумках мыши».
В Красноярск прилетели утром, Анатолий завез нас в супермаркет, где мы спросони и с голодухи закупили продукты. «А Вы Красноярцам то оставили продукты или все забрали?» - спросили нас, когда мы вывезли три большие перегруженные тележки. Ничего, главное чтобы потом два раза не бегать, тем более что бегать то будет некуда.
Загрузились. Три часа и мы на базе. Очень уютная небольшая база. Очаровательный домик с камином, баня, рядом строиться дом побольше, на горе изба хозяина.

База находиться на слиянии Агула и Кана, Кан, как я понял, уже приток самого Енисея. Невероятно, что в такой глухомани не чувствуешь себя оторванным от цивилизации. Есть электричество, генерируемое миниатюрной электростанцией.

Сели, разобрали вещи, переоделись, а за приезд? А через окно под тем берегом хариус плавиться. Ну ничего, мы его еще половим, а теперь спать – завтра в путь.
Заброска нас и нашего многочисленного скарба осуществлялась на водометном катере, и на местного дизайна баркасе сделанного по типу нижневолжской будары. Длина баркаса была 10 с половиной метров, на баркасе установлена тридцатисильная ямаха.
После заброски катер ушел на базу, а будара осталась в нашем распоряжении. Для нашей группы был выделен егерь – очаровательный местный мужик Серега, добрый, незатейливый и хорошо знающий реку и рыбацкие места. Сереге надо сказать отдельное спасибо. Его позитив и отсутствие даже намека не уныние частенько задавали правильный настрой команды. Что еще порадовало в Сереге, так это четкое знание меры и культуры пития горячительных напитков. У нас с собой было и граждане отдыхающие пару раз позволили себе уйти в отрыв. Серега же всегда знал меру и оставался на стороже.
Про суровую красоту Агульской природы много писать нет смысла, так как во-первых есть фотографии, а во-вторых все равно никакие фотографии и видеозаписи не смогут передать те ощущения, которые получаешь при встрече в Агулом очно.
Пару слов надо сказать про обустройство нашего лагеря. У нас было все. Вернее «все» было у Анатолия, чем он и потрудился нас щедро снабдить. Хорошие палатки. Тент с боковой антимоскитной сеткой, который спасал вечером, когда последовательно вылетали комар, гнус, а потом и мокрец. Как говорил про мокреца Серега – там только зубы и крылья и них … у него больше нет. Бензопила с топором для заготовки дров коих там было сколько хочешь. Бензиновая электростанция, которая позволяла усталым но довольным рыболовам не только коротать вечера в ожидании ночной ловли тайменя на мыша за партией в преферанс, но и подзарежать видеокамеры, фотоаппараты и т.д. Болотные сапоги и забродный костюм мы тоже из Москвы не везли, пардон, я свой все таки привез, но это были дышащие вейдерсы. Так вот, сапоги нам всем были выданы. Баки для хранения продуктов, котлы, сковороды, посуда и т.д. и т.п. Короче, было все. И это очень радовало, так как размер трудозатрат на быт был ненапряжный и даже несколько приятный.

Ну и о главном. О рыбалке.
Объектов рыбалки было три: таймень, ленок и хариус.

Таймень.
Конечно, мы мечтали об огромных и неутомимых лососях с красными хвостами. Мечтам на этот раз не суждено было сбыться, но теперь я даже думаю, что это и к лучшему - у нас есть повод вернуться. Но, тайменя на мыша я, все таки поймал. Да, одного, да небольшого (где-то три с половиной кило), но поймал. И адреналина хватанул, как положено до дрожи в руках. Надо сказать, что ловля в полной темноте, причем ловля достаточно статичная в ожидании поклевки дело стоящее.
Суть в том, что мышь забрасывается на струю рядом с ямой перпендикулярно берегу и на натянутой леске сплавляется по дуге пока леска не вытянется вдоль струи. После чего забрасывается еще раз на другую дистанцию, чтобы «прочесать» большую площадь. Далее, смещаешься в сторону и все продолжается сначала. Причем надо не только ждать удара в руку, но и внимательно слушать реку в ожидании всплесков в районе дрейфа мыши. Дело в том, что таймень может взять мышь не на первом проплыве, но показать себя всплеском скорее всего сподобиться. Своего тайменя я поймал со второго раза услышав всплеск и сделав второй заброс на ту же дистанцию. Далее все несколько похоже на крупного жереха – удар и десяток метров долой с фрикциона и остановить я не смог даже такого небольшого тайменя, хотя и палка, и катушка, и леска были внушительной мощи. Потом рывки, свечки, марш бросок вверх по течению, короче кайф по полной программе. Даже не представляю, что бы я делал если бы мою мышь сожрал таймень кило даже на 10-15.
Кроме этого тайменя пойманного на мышь, мы поймали приличное количество небольших таймешков весом до полутора кг. Клевали они в основном на вращалки. Про модели чуть позже.
Одного таймешка весом около кг. я поймал на нахлыст, на стример, связанный по мотивам «wooly bugger». На эту же муху кстати, с того же места на двух следующих проводках я поймал еще и ленка с хариусом.

Ленок.
Крупного ленка мы также не поймали, хотя что считать крупным. Пару штук на полтора кг. мы таки подняли. Но в среднем клевали ленки весом 300-800 гр. Ловились они в основном на вращалки. На нахлыст ленок тоже клевал, но в силу того что целенаправленно я его на нахлыст не ловил, трудно сказать на что было бы лучше. Места стоянок ленка практически совпадали с тайменевыми точками, но если таймень держался на довольно глубоких и больших струях, омутах и т.д., то ленка можно было встретить в небольших прибрежных затишках, небольших струйках перекатов да и на самом перекате. Надо сказать, что ленок, как и таймень ночью не дремлет. Во время мышкования кто-то периодически долбил по мыши, но никак не засекался. Только один раз ленок таки попался, вернее сказать попал на мышь когда после очередной потычки, у моего друга сработала годами отточенная привычка джиговой подсечки.

Хариус.
Ну что, сейчас меня видимо понесет рассказывать Вам про нахлыст, но чтобы не отбивать у читателя желание прочитать сей параграф, сначала отчитаюсь в целом. Хариуса на Агуле много. Мне конечно не то чтобы много есть с чем сравнивать, но кое с чем есть. Чтобы было понятно, скажу так – у меня был кукан на 8 застежек и за утро я два кукана обычно застегивал. Один раз застегнул три. Это при том, что мелкого хариуса принципиально не брал.
Что реально удивило - хариус практически полностью игнорировал любые блесны, или по другому - брал только на муху. За все время на спиннинг поймались только 4 или 5 штук. На нахлыст же я оторвался по полной программе, но об этом чуть позже. Суть в том, что речка в принципе довольно посещаемая, в том числе и браконьерами из числа местного населения.
Ловят местные на «балду» - огромный поплавок, внизу тирольская палочка, между ними мухомормышки. Ловят с подъякоренной или свободно плывущей по течению лодки. Суть в том, что течение тащит оснастку, груз прыгает по камням, мормышки играют в толще воды. Поклевка видна по поплавку, когда он начинает прыгать по волнам «не как обычно», либо просто тонет.
Ловят таким образом на длинных, довольно глубоких плесах, и прессинг в таких местах довольно приличный, хотя и по руслу рыбы хватает. А вот облавливать таким образом небольшие струи перекатов и проток практически невозможно. Сеть там тоже не забросишь, а вот муху на нахлысте положить милое дело. Таким образом нахлыстовик получает возможность ловить там где никто кроме него не ловит.
Хариус в отличие от тайменя и ленка не находится под запретом, поэтому то что мы могли съесть мы брали, а свежий хариус изумителен в любом виде. Копченый, малосольный, жареный, слюнки текут, как вспомню наши кулинарные праздники. Пойду чаю что ли попью, а то аж жрать захотелось.
Как обещал пару слов про блесны. Если отмести все несущественные случаи, то рабочими были вращалки, и вращалки вот какие – BluFox №2-3 кислотных цветов и блесны с медным лепестком тоже №2-3, но обязательно с мухой на хвосте. Если муха красная, то блесну предпочитал таймень, если рыжекоричневая, то ленок. На некоторых блеснах я товарищам по нескольку раз перевызывал оторванных за день мух. Но если муху съели – все, поклевок нет хоть обкидайся. Исключение одно – кислотный BluFox.

Нахлыст.
Ну так вот, теперь небольшой отчет для любителей нахлыста.
Осваивать сию снасть начал с ранней весны, когда стало понятно, что мы попадем в Красноярск. Первый наборчик из палки катушки, шнура, подлесков и т.д. покупал в Скате, как входишь сразу слева магазинчик.
Удивительное дело, но нахлыстовые магазины принципиально отличаются от любых других рыболовных магазинов, за очень небольшим исключением. Как рыбаку с очень большим стажем и опытом очень горько отмечать, что продавцы большинства рыболовных магазинов ведут себя не как добрые советчики, а как злые и заносчивые шовинисты, которые всячески стараются показать тебе, что ты лох и только он «гуру» знает на что и где ловить. Так вот тут совсем по другому – мне не только помогли выбрать снасть, для мне на заднем дворе провели краткое практическое занятие, ответили на все мои вопросы. И все очень по доброму.
Практически в любом магазине можно получить довольно подробную справку по вязанию мух, и услышать много полезных советов.
Первую рыбу на нахлыст поймал на верхней Москва реке куда приехал после нескольких тренировок на близлежащей к дому московской вонючке. Причем выступил довольно успешно - поймал четырех голавлей, два из которых по пол кило, плотву и уклейку.
Потом еще раза четыре до поездки выбирался на подмосковные речки, где уже как-то начал понимать азы нахлыстовой рыбалки. Теперь уже все по другому. Если раньше для меня было загадкой, как аккуратно положить муху или как ей шлепнуть по воде, теперь я это легко делаю. Раскручиваю шнур с подтяжками и перебрасываю шнур под 90 градусов в два приема. Да и послать шнур на 25 метров уже не вызывает особых проблем. Правда для ловли хариуса дальше 7-8 метров заброс мне ни разу не понадобился – рыба абсолютно не пугливая и часто было, что он сам вешался на муху, которая полоскалась у ног пока я вешал на кукан очередной трофей.
С вязанием мух тоже решил сразу, что все буду делать сам. Жена подарила мне станок с инструментами для вязания и первый набор перьев, даббинга и т.д. Ну а дальше долгими зимними вечерами…
Перед поездкой начал искать легкий станок, который можно было бы взять с собой. Из легких были только Renzetti. Денег конечно это удовольствие стоит немалых, но теперь могу сказать, что это действительно удовольствие, а не станок. То есть это не просто удобно, а технологически сильно упрощает и, как следствие, ускоряет работу.
Теперь собственно о рыбалке и мухах. Конечно, перед поездкой был перерыт весь интернет с поиском «лучшие мухи хариус». Вариантов было довольно много и с собой тоже много чего навязал. Но как учат любые видеоуроки по нахлысту получилось так – учите дети энтомологию, или как найти правильную муху для сегодняшнего дня в этой месте этой речки.
Все оказалось очень неоднозначно. На глубоких струях под скалами лучше всего работала чешская нимфа. Мухи могли быть разные, но лучше всего работали небольшие нимфы с золотой головой и неважно какого цвета тельцем. По руслу реки, когда кроме хариуса была еще вероятность встретить ленка – лучше всего работали различные вариации на тему Wooly Bugger. Как уже говорил выше, на одну муху на трех подряд проводках с одного места поймал сначала таймешка, потом ленка и потом хариуса. А вот на небольших струях перекатов, да и практически везде, где не очень глубоко, работали сухие мухи. Сколько же я их перебрал, перепробовал и перенавязал пока не подобрал ту, на которую клюет всегда и везде. И ведь остальные тоже работали. Кроме того, всегда нужно было работать с несколькими мухами. Делаешь проводку с одной мухой – выходит но не берет, еще проводка – опять вышел, опять не берет, еще проводка уже не вышел. Перевязал другую муху – сразу вышел и взял, или нет и эту не хочет и надо перебрать три-четыре пока не найдешь что он хочет.
Но ту муху на которую он всегда выходил при первой проводке и почти всегда брал я нашел. Вернее не нашел, а сам придумал, связал и довел до ума. Муха получилась очень простая в изготовлении и очень плавучая, а это было главным условием правильной проводки. Хариус брал исключительно плывущую по воде муху. Если муха намокала и оказывалась под поверхностью, то она уже не работала.
Тем кто не ловит нахлыстом, но дочитал это до конца могу сказать – начинайте ловить на нахлыст. Это совершенно новая, не похожая не на что ловля, которая по накалу эмоций, красоте и технической составляющей открывает совершенно новые горизонты любителям рыбалки. Понятно, что придуман этот способ для ловли в быстрых реках и для большинства наших водоемов не годится, чтобы бы ни говорили нахлыстовые маньяки, которые ловят нахлыстом все и везде, включая щуку на волжских раскатах, но только ради того, чтобы ловить на нахлыст стоит забираться в такие места.
За сим позвольте откланяться ибо…ибо… «что "ибо" Остап не знал, Остапа несло…»

Редкие экземпляры -

Из известных мне самых крупных тайменей выловленных на Кане и Агуле 36 кг. Ленок 6 кг. Хариус - 1200г.

Кто знает больше порадуйте сообщением. Фотографию счастливчика разместим на сайте.